Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном
зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются
у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии
дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом
гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он
активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а»,
«у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно.
Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с
крохой, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с
удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого
дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет
источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс
оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно
сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или
другого взрослого.
К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает
лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма»,
«пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к
артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте
с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш
перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для
беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести
углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша
начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с
разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова
«да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное
общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все
чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых
лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би»,
«ав-ав», «пи-пи» и т. п.
К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения:
«Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление
в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший». |