Речь ребёнка
5-7 лет существенно отличается от речи младших дошкольников. В его словарном
запасе около 4000 слов. Будущий первоклассник всё лучше владеет грамматическим
строем родного языка, также всё более совершенствуется его связная речь.
Малыши до пяти лет в основном рассказывают о том, что они делают или что
воспринимают в данный момент. Старшие же дошкольники могут говорить о вещах
отдалённых, абстрактных, мысленно ими представляемых. Это говорит о том, что у
детей в этом возрасте меняется мышление: от наглядно-действенного к
рассуждающему, логическому.
К семи годам
речь ребёнка становится достаточно развёрнутой. В фразе появляются, кроме
основных, придаточные предложения. Он старается сделать то, о чём говорит,
понятным и доступным тем, кто его слушает. Это побуждает его использовать в
своей речи всё больше новых слов. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок
усваивал не только сами слова, но и понимал их значение. Также именно в этом
возрасте у детей появляется критическое отношение к высказываниям своим и
сверстников. Ребёнок не только старается сам правильно говорить, но и замечает
малейшую ошибку в речи других, хотя не может объяснить, почему говорить надо
так, а не иначе. Это формируется так называемое чувство языка. Благодаря ему
дошкольник правильно строит устную речь — монологи, диалоги, а потом легко
усваивает грамматику. В дошкольном возрасте малыш не заучивает грамматических
правил, не знает, что такое род, число или падеж. Он овладевает этим
практически, ежедневно общаясь с детьми и взрослыми. Поэтому именно родителям
и другим взрослым из окружения ребёнка необходимо давать образец правильной,
грамотной речи, эмоционально окрашенной и интонационно выразительной. Побуждайте
малыша различать и отражать в своей речи весь спектр интонации: вопросительную,
побудительную, повествовательную, а также передавать голосом оттенки чувств и
эмоций. К шести годам дети должны уметь произносить все звуки родной речи,
однако у некоторых детей усвоение звуков происходит неравномерно. Так,
например, позже всех могут быть усвоены шипящие, звук Р, а звук Л может
произноситься неправильно — губами. В таких случаях вам
могут потребоваться логопедические занятия, направленные на тренировку
артикуляционной моторики, слухового и фонематического восприятия, постановку
звуков. Не затягивайте с этим, ведь правильное произнесение звуков является
залогом успешного обучения в школе.
![](/DSC03660-1.jpg)
Дети пяти-семи лет иногда допускают в
речи запинки, повторы, при волнении начинают говорить очень быстро, взахлеб,
пропуская звуки и слова. Чтобы эти недостатки не закрепились в речи и не вошли
в привычку, взрослым необходимо не торопить малыша, дать ему спокойно
высказаться.
ЧТО ДОЛЖЕН
УМЕТЬ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК:
■
чётко
и внятно произносить все звуки родного языка, а также различать их на слух;
■
его
речь должна быть выразительной, без повторов и ошибок;
■
должен
уметь правильно употреблять предлоги, союзы, суффиксы, меняющие значение
слова, глаголы с приставками, однокоренные слова, сравнительную степень
прилагательных;
■
правильно
согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом;
■
использовать
в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением;
■
уметь
составлять небольшие рассказы из своей жизни, рассказы по одной картинке или
по серии сюжетных картинок, придумывать сказки.
ЗВУКИ
У старшего дошкольника должны быть
хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как именно они
являются залогом успешного обучения грамоте. Учите ребенка находить заданный
звук в слове, определять место звука (начало, середина, конец слова), подбирать
слова на заданный звук и т.д.
СЛОВА
К семи годам ребенок уже обладает
довольно обширным запасом. Он ежедневно пополняет его новыми прилагательными,
обозначающими признаки, свойства, качества; глаголами; существительными,
обозначающими абстрактные, отвлеченные понятия.
В этом возрасте ребенок должен уметь
правильно подбирать и использовать слова в своей речи, оперировать синонимами, антонимами,
словами с обобщающими значениями.
ГРАММАТИКА
В старшем дошкольном возрасте у детей
активно развивается грамматический строй речи. Они используют развернутые
фразы, согласовывают предлоги с другими частями речи, составляют простые и
сложные предложения. Взрослым необходимо следить за тем, чтобы ребенок
правильно согласовывал слова в предложении, в том числе и предлоги. Так же дети
в этом возрасте должны использовать в речи глаголы с приставками,
существительные с суффиксами, сравнительную степень прилагательных.
СВЯЗНАЯ
РЕЧЬ
К первому
классу дети овладевают двумя речевыми формами – монологической и диалогической.
Они могут пересказывать сказку или рассказ из 40 – 50 предложений –
самостоятельно или по предложенному взрослым плану. Им по силам дать сжатые и
развернутые ответы на вопросы, а так же задать вопросы по прочитанному тексту. |