Физиологи считают движение врожденной потребностью
человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте,
когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений
ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой
болезни. Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой,
дыхательной, нервной системы. Снижает иммунитет и работоспособность скелетной
мускулатуры, слабость которой вызывает нарушение осанки.
Необходимым условием гармоничного развития личности
дошкольника является достаточная двигательная активность. Двигательная
активность должна быть целенаправленной и отвечать индивидуальному опыту,
интересам и желанию детей. При этом важно, чтобы физические нагрузки были
систематическими, разнообразными и не вызывали утомления.
Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос о
прогулке детей. Прогулки представляют собой один из важнейших организованных
видов двигательной активности. Важно, чтобы прогулки были насыщены
разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки,
подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром
темпе и др.
Планирование работы по развитию движений на
прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических
упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом очень важно
выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы
организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени
самостоятельной деятельности детей.
Выбор времени проведения упражнений на прогулке
зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное
занятие проводилось в первой половине дня, то мы организовываем игры и
упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом ее начале предоставляем
детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с различными
пособиями.
В остальные дни организовываем двигательную
деятельность детей в начале прогулки. При
проведении упражнений, основных видов движений мы используем разные
способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный, смешанный.) Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35
минут.
На спортивной площадке мы проводим
игры большей подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и
маленьких мячей, с элементами спортивных игр. Большинство подвижных игр
имеет широкий вековой диапазон: они доступны детям разных возрастных
групп. Направляя игровую деятельность, помогаем выбрать способ решения игровой
задачи, добиваясь двигательной активности, самостоятельности и творческой
инициативы детей. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает
детей и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления детей своевременно
прекращаем игру или изменяем ее интенсивность.
На прогулке планируем подвижные игры и игровые
упражнения разной степени интенсивности. Общая длительность игры составляет
10-12 минут.
Как эффективное средство повышения двигательной
активности и воспитания выносливости детям предлагаются пробежки с разной
скоростью небольшими подгруппами во время утренней прогулки, не более 2 раз в
неделю (в дни, когда нет занятий по физической культуре).
Значительное место на прогулке отводим прыжкам, так
как они являются действенным средством для повышения двигательной активности
детей.
Наряду с упражнениями в беге и прыжках
используем упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки
детей к спортивным играм (футбол, баскетбол, бадминтон).
Мы стараемся повысить интерес детей к различным видам
двигательной активности, поднять эмоциональный настрой на прогулке. Для
этого мы широко используем стандартное и нестандартное оборудование, природное
окружение.
Среди детей но прогулке большой популярностью
пользуются игры –упражнения с использованием природного материала, которые
также способствуют развитию двигательной активности. Например: «Не
промахнись!», «Попади в цель» (летом используются шишки и картонная мишень,
зимой- снежки. «Брось копье», «Кто дальше прыгнет с пенька или кочки»,
«Пройди по следу» (сохраняя равновесие пройти след в след зимой по снегу, летом
– по песку).
Пребывание детей на групповом участке или на
спортивной площадке позволяет широко использовать все пространство. Поэтому на
прогулке отводим значительное место спортивным упражнениям, которые
способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств.
Дети с удовольствием катаются на велосипедах и самокатах. При катании на
самокатах следим чтобы дети попеременно сменяли ноги, отталкиваясь то правой,
то левой ногой.
Важным моментом является распределение игр
и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Мы чередуем
физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивными, сложные игры и
упражнения с менее трудными, знакомые с новыми. В теплый период года
обязательно включаем игры с бегом наперегонки, с элементами
соревнований, игры – эстафеты. В это время у детей создаются значительные
возможности для совершенствования всех видов упражнений.
Достаточно полно реализовать свои возрастные и
индивидуальные двигательные потребности дети могут во время прогулок. И здесь
велика роль целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Как в
организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное
переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном
сочетании их по степени подвижности. Поэтому важно, чтобы двигательная
активность детей на прогулке регулировалась воспитателем и каждый ребенок
находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения на прогулке
подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей,
совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются
ловкость, быстрота, выносливость, формируется самостоятельность, активность.
заместитель заведующего по ВОР
Хрон О.С. |