Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных)
2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность)
3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов)
Исходя из особенностей детей, мы работаем над решением коррекционных задач:
1. Оздоровление психики восприятие уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь ребенку почувствовать свой успех, самореализовываться в каком либо виде деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов, возбуждение и торможение. Большое внимание следует уделять развитию слухового внимания и памяти.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, равновесия, свободы движения, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшении ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие силы ловкости, выносливости.
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания слов. Для выполнения этих задач, необходимо выполнение ряда условий:
1. Знание психофизических особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
2. Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» в которой изложен объем навыков по всем видам деятельности в каждой возрастной группе.
3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физкультуре, медицинскими работниками, социальными педагогами. Такая взаимосвязь необходима при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов; при обсуждении результатов работы, оценки эффективности используемого материала.
4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.
5. Требовательность к себе, которая преллагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, творческих подхож при выборе материала, методическийх приемов, внимания к своему поведению, своей речи (неторопливая, выразительная, эмоциональна, проста, доступна) Педагог не должен говорить очень много, надо активизировать детей.
6. Главный принцип – внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных потребностей.
7. Решая коррекционные задачи, мы используем в работе психогимнастику, игротерапию, логоритмику. Задача логоритмики – воспитание и развитие чувств ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи, восприятия ритма речи. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движений, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают точнее выполнять двигательные задачи, необходимые для коррекционной работы. Обязательно проводим артикуляционную гимнастику, используя следующие упражнения: цоканье и пощелкивание языком; все движения языком между зубами и щеками: «Футбол», «лопатка и трубочка», «слизываем вкусное варение» Особенное внимание уделяется выработке певческого дыхания смешанного типа. Часто вдох у детей, имеющих нарушение речи сопровождается поднятием плеч. Это не допустимо, т.к. препятствует правильному звукопроизношению. Формируя короткий вдох, можно использовать приемы контроля и самоконтроля. Например, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом. Работа над звукообразованием начинается с распевок. Используем песни –игры, построенные по принципу «эха». Дети слушают правильное исполнение педагогом музыкальной фразы и могут сравнивать свое исполнение с его. Хорошее подспорье в работе – пальчиковая гимнастика, например «Бабушка очки одела», «Шалтай – болтай», «Мы делили апельсин», «Утречко», «Здравствуй», «Угощенье», «Сова» и др. Работа над любой песней, распевкой, игрой определяется обязательно и музыкальными и логопедическими задачами. Успех обеспечен в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание нового произведения начинается в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного авторами. Используем движения помогающие удержать ритм: покачивание корпуса (вправо-влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладони во время пауз. Таким образом совместная работа музыкального руководителя и логопеда способствует коррекции речи ребенка. |