Основным видом деятельности в
дошкольном возрасте является игра.
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре
дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя
роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по
полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно
дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и
мальчиков.
Основанием для
дифференцированного подхода, как правило, является уровень развития детей,
познавательные интересы, способности, особенности нервной системы.
Одним из компонентов
индивидуально-дифференцированного подхода является создание условий для
освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности : проектирование
содержания игровой деятельности, создание пошаговой педагогической технологии
развития самостоятельности и творчества ребенка, конструирование
предметно-игровой среды. В последние годы актуализация принципа природосообразности
предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от
пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано
недостаточно, что приводит, по мнению исследователей (С. А. Марутян и др.) к
отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой
лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки ––
нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов .
В дошкольном возрасте
игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую
часть времени проводит в играх - игра вызывает качественные изменения в психике
ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят
взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную
социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют
социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе
игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает
осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка
характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми
играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей
родителей.
У девочек активно
прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется
интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям
предоставили возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов»,
они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам - кукол и посуду. Подобное поведение доказывает,
что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом
зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных
ассоциаций типа "куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить
одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие – в такую же связь с
женским.
Игры мальчиков более
предметны, девочек более словесные, поэтому они играют в вербальные игры,
мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает
традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно
ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне,
водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются
и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам
(женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к
мальчикам (мужчинам) - у девочек.
Ролевые игры – лучший
способ преодоления негативных ролевых стереотипов.
Например, игра «Врач и
пациент» идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями.
Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские
роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола
несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго
соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более
низким интеллектом и меньшими творческими способностями.
Наоборот, дети, более
свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и
психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать
те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и
сюжетными изменениями.
Игра содержит элементы
экспрессивно-телесной коммуникации. Ограничение или блокирование этой
специфической стороны психосексуального развития проявляется и в детском, и во
взрослом возрасте сексуальными дисгармониями и нарушениями поло - и сексуальном
- ролевого репертуара поведения.
В играх реализуются
желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в
жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру
действительности и может являться для ребенка более реальным.
В игре он освобождается
от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он
оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по
отношению к окружающему миру и людям.
Таким образом, наилучшее
время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям - это
возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая
воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой
роль игры трудно переоценить. |